16+
28 Июня 2018 года
Око Воркуты
Еженедельное издание

Отец Александр Мень отвечает на вопросы слушателей. Душа

Кроме того 14.02.2014, 00:00

Человек имеет две родины, два отечества. Одно отечество — это наша земля и та точка земли, где ты родился и вырос. А второе отечество — это тот сокровенный мир духа, который око не может увидеть и ухо не может услышать, но которому мы принадлежим по природе своей. Мы дети земли и в то же время — гости в этом мире.

Откуда приходит в мир человеческая душа?

Есть много такого, о чем мы судить не можем. Есть много тайн, которые рационально объяснить нельзя. Но когда вы говорите, что что-то дается при рождении, я не уверен, что это так. У нас нет догмата или специальной доктрины о том, откуда получает человек свою душу.

На этот счет существует несколько точек зрения. Я придерживаюсь следующей: с самого начала Бог создал единую душу человека, одну, только одну. Адам — это и есть все мы, одна душа, и когда новое тело появляется, то от этой единой души, как искра, отделяется некая личность, которая связывается с очередным телом. Как наш организм человеческий един, как все мы связаны кровно, связаны генетикой, все мы дети одного древа человечества и все мы ветви на этом древе, так и все духовные “Я” являются ветвями на древе единого человека Адама.

Но есть мнение, что душа человека творится каждый раз каким-то особым актом. Я не думаю так, потому что тогда она творилась бы чистой и безгрешной, а поскольку человек уже с детства наделен страстями, значит, он слишком тесно связан с общей душой человечества. И заметьте, сколько раз бывало в истории, когда в странах, отделенных друг от друга сотнями и тысячами верст, культурными перегородками, возникали аналогичные явления, аналогичные учения, сходные движения.

Мы все взаимосвязаны, и этим объясняется духовное и культурное единство человечества. Подобно тому, как первочеловек нес в своей генетической основе все человечество и тело каждого из нас является лишь ростком, лишь веточкой на целом древе человеческой жизни, так и здесь: эта душа пришла в мир от человеческого же рода, не сверху.

Существует поле, единое поле человечества — вот это и есть Адам. Адам — это не просто какой-то предок наш, а это все мы. Как говорил поэт Вячеслав Иванов, “когда ж поймут, что Кришна знал и Гаутама, по ужаснувшимся звездам когда ж прочтут сыны Адама, что в них единый жив Адам?” И у Вячеслава Иванова есть прекрасный образ: после падения Адам спит, и ему снится сон, в котором вся история человечества, с ее ужасами и драмами, и потом вдруг он просыпается, и он — один, один под сенью этого вечного древа. И в нем все мы...

 

В чем различие души и духа?

Дух — это то, в чем запечатлен образ и подобие Божие, то, что есть только у человека. Это начало творческое, начало мыслящее, самосознающее, незримое и бессмертное. Душа — психика, она тесней связана с телом. Душа есть и у животного, по-своему — и у растения. Душа — это реакция организма на окружающую среду: страх, поиск пищи и так далее. Вы, наверное, видели в кино в ускоренной съемке — как цветы поворачиваются к солнцу, двигаются, раскрываются. У них тоже есть движение, они тоже ощущают что-то.

Итак, душа — это элементарная психика, усложняющаяся путем эволюции и являющаяся телом для духа. Дух — это творчество, совесть, сознание.

Что в человеке бессмертно — дух или душа?

Дух бессмертен! Душа есть даже у простейших — психика, элементарная психика. Сделали такой опыт: кидали в воду крупицы краски. Туфельки-парамеции носились тут же и глотали. Поплавали — выплюнули. Потом опять носятся, снова глотают (естественно: глупые простейшие), потом снова выплевывают. А потом научились: плавают и уже не глотают. Значит, у такого организма, который мы видим только через микроскоп, уже есть какая-то целесообразная реакция — вот это и есть элементы души. Есть элементарная психика и более сложная психика. Но дух — это выше! Он опирается на психику, но он уже творит.

Часто психика повторяет лишь то, что закодировано в наследственности. Если бобру надо построить хатку, он никогда не будет строить Дворец советов. Он будет строить хатку, у него в генах это, неосознанно. А человек, когда творит, он творит и прекрасные и глупые вещи, но все-таки он изобретает то, чего не было. Заметьте, что мы всегда ценим художников за оригинальность их взгляда. Не за то, как они копируют действительность, а как они ее преломляют. Характерный пример: Рерих. Такие горы, как он писал, существовали только в его воображении. Это горы, преломленные через его сознание. Это небесные видения, и именно это нам важно и ценно. Этим они отличаются от цветной фотографии Гималайских гор.

Ведутся ли исследования по поводу существования души?

Да, ведутся. У нас это хотел начать архиепископ Лука Войно-Ясенецкий, знаменитый хирург, получивший Сталинскую премию в годы войны за труд “Очерки гнойной хирургии”. Он сделал первый набросок исследования “О духе, душе и теле”.  Небольшой набросок... Я убежден, что душа нематериальна, но она, как в оболочку, погружена в особые формы материи. А может, это уже и не материя...

 

Дух человека существует до его зачатия и рождения. А после смерти?

Убежден, что дух человека не разрушается смертью, что в вечность мы понесем то же сознание, которое у нас есть теперь, но это нелегко представить, вообразить. Наверное, вы читали книгу Моуди “Жизнь после жизни”* и обратили внимание, что почти никто не мог передать, что же за мир им открывался, у нас и слов таких нет.

Почему один ребенок рождается в семье бедняков, а другой — в семье очень обеспеченной? Один — в пустынях Африки, а другой — в Ленинграде?

Честно говоря, на этот вопрос я не смогу ответить: это тайна. А в общем потому, что это его судьба, ведь судьба — это то, что нам дано в качестве обстоятельств вокруг нас.

Но чем он это заслужил, что сделал хорошего или плохого?

Не надо думать, что все, что с нами происходит, заработано или заслужено нами. Когда ученики Христовы увидели слепорожденного, они спросили: “Чем он виноват? Его родители виноваты? Кто виноват, что он родился слепым?” И Христос сказал: “Никто не виноват, ни родители, ни он. А беда эта его постигла, чтобы с ним произошло что-то важное”. И это произошло: явилась слава Божия на нем. И любые пересечения в жизни ставят нас перед лицом вечности. И в Сахаре, и в Ленинграде...

Рождаются больные дети, часто они вскоре умирают. Как они связаны со своим телом, их личность?

Их внутреннее тело находится в состоянии зернышка, нераскрывшегося, как и душа. Потому что внешняя оболочка, тело физическое, не стало каналом, суммой каналов, по которым может проходить информация. Все это в таком зачаточном состоянии уйдет в вечность и будет раскрываться иначе. На эту тему писал Гете в эпилоге второй части “Фауста”. Он писал о том, как младенцы, не знавшие жизни, в ином мире получают иную жизнь. И в эпилоге “Фауста” есть такое прозрение: дети нерожденные приобретают опыт мира через других умерших, те как бы приобщают их к жизни. В этом есть глубокая загадка.

Как Вы представляете себе подсознание?

Вопрос очень трудный, потому что представить себе подсознание — это значит сделать его осознанным. Я делю условно, очень механически, наше внутреннее существо на три аспекта. ПОДСОЗНАНИЕ — это стихийное существование духа и души, где они сплетены, где они корнями связаны с общечеловеческим единством, с Адамом. Далее — СОЗНАНИЕ. Это та промежуточная область, которая все это выводит на свет Божий, немножко объединяет. И наконец — СВЕРХСОЗНАНИЕ. Это та область, где сознание не исчезает, а расширяется настолько сильно, что оно способно ощущать присутствие Божие, ощущать другого человека, как себя. Это психологи передать не могут, это не наука. Об этом много писал канадский ученый Бекк, доктор, последователь Уолта Уитмена. Он называл это космическим сознанием. Вот три аспекта. Я думаю, они соответствуют различным аспектам самого человека.

Как Вы думаете, совесть христианина — это страх перед Богом или иное чувство?

Страх, друзья мои! Но страх совсем не такой, как мы боимся электрички, высоковольтного напряжения или еще чего-нибудь, а это трепет, страх потерять Божию любовь, потерять чувство вечности. Один крупный американский психолог и философ Уильям Джеймс описывает, как у него всегда в жизни, от юности, было чувство присутствия (хотя он был неверующим), присутствия высшего начала. Он как бы с ним советовался, получал от него какие-то указания, а потом все это пропало. И он пережил это как страшную, тяжкую трагедию. Вот это есть страх Божий. “Страх” потому, что Творец — это не добродушный дедушка, который сидит на облачке. Писание говорит: “Страшно впасть в руки Бога живого”. Это грандиозно. Это бесконечная сила! И с этим шутить нельзя. Поэтому это страх особый. Это трепет души.

Разъединение двух половин человека и поиски этих половин — что это?

Есть такое платоновское представление. Что-то в этом есть. Есть люди, как бы созданные друг для друга. Но, мне кажется, нельзя смотреть на это как на готовую модель. Ведь мы также и создаем себя друг для друга. Это активное взаимное участие.

Животные наделены, как и мы, индивидуальностью, чувством привязанности. Бессмертны ли души животных?

Вопрос нешуточный, потому что многие из нас любят животных, и смерть любимой собаки, любимой кошки или даже птицы переживают довольно сильно. И это справедливо. Да, у животных есть душа, то есть эмоции страха, радости, любви, предательства. Но у животных нет духа. Творить они не умеют, у них нет высшего понятия о добре и зле и нет того разума, который познает весь мир. Разум животного ниже, это малый разум, он нужен ему только для приспособления к окружающей среде. Тот творческий разум, который постигает вселенную, животным не присущ. Но я верю, что есть что-то бессмертное и в животных. Есть такое мнение, что у животных есть некая коллективная бессмертная душа. Возможно, это так. Но вообще этот вопрос остается открытым.

Спаси жизнь - возьми собаку из приюта
230x120