16+
28 Июня 2018 года
Око Воркуты
Еженедельное издание

Чем помочь любимым умершим

Общество 01.03.2013, 00:00

Куда ты идешь, человек?  Как известно, вся наша земная жизнь – это дорога в Вечность и от плодов нашей земной деятельности зависит наша судьба в Небесном Иерусалиме.  Церковь  учит нас, что, соблюдая 10 заповедей и творя дела милосердия, оставаясь человеком во всех жизненных ситуациях , мы уже на Земле собираем нетленное богатство для своей души. И, что более важно,  здесь при земной жизни мы имеем уникальную возможность помогать нашим любимым уже умершим родственникам, молясь за них перед Богом. Наша молитва к Создателю о помиловании их души — лучшее, что мы можем для них сделать!!! И дай Бог каждому, чтобы после кончины, за его душу было кому молиться!

Современный человек отодвигает смерть на периферию  своего сознания и делает это по-разному. Кладбища размещают как можно дальше от населенного пункта, а не так как это было раньше, при храмах, в самом  населенном  пункте, когда сообщество усопших создавало одно целое с сообществом живущих. Такое размещение продиктовано не только санитарными нормами, но и психологическими. Кроме того, в крупных городах, на сегодняшний день, кладбища уподобляются паркам. И так, стирается образ отца или матери, которые на смертном одре в присутствии родни высказывают свою последнюю волю, т.к. сегодня человек чаще умирает в одиночестве или в больнице за ширмою, которая отделяет ее от тех, кто остается, чтобы они не видели смерть и не наблюдали последних мук умирающего. Современный человек не хочет думать о смерти и считает, что она касается кого-то другого – как писал Томас Манн – словно он владеет каким-то железным занавесом, который оберегает его от смерти.                                                                                            

Каждый человек, который живет на земле, рождается и умирает. Смерть пришла в мир через грех наших прародителей. Всякий  человек, каждый день и каждый час, осознанно или нет, хочет - не – хочет, идет навстречу ей. С  глубокой  древности все народы, с великим уважением относились к своим усопшим, от этого отношения появились различные похоронные обычаи. Для ранних христиан день смерти был днем рождения на небе. Поэтому Христова Церковь, празднуя память Святых и Мучеников, отмечает не день их рождения на земле, а день рождения для вечности. (Исключение составляют Пресвятая Богородица и  св. Иоанн Креститель, у них отмечается еще день рождения).   Христианские писатели первых веков не об одном  христианском  акте проявления любви не высказывались  так похвально, как о погребении усопших. Христиане совершали этот акт любви во время гонений за Веру Христову  и во время моровой заразы,  часто с опасностью для своей жизни. Во время свободы Вероисповедования  появляется общий обычай -   приносить умерших в храмы на погребальную службу.  Около гроба ставились зажженные светильники, как символ вечного Света, света к Которому  пришла душа  покойного.  Прощальная молитва древнего происхождения завершала похоронные службы в храме. В этой молитве священник просит Иисуса Христа, чтобы он простил умершему все его грехи, совершенные при жизни. У многих народов существуют дошедшие  до нас обычаи совершать тризну (поминальную трапезу), носить траурную одежду, а также раздавать милостыню и обычай заупокойной молитвы. Эти молитвы свидетельствуют, что христианская любовь не заканчивается со смертью, а идет в вечность.  У нас по обычаю Православной церкви,  проявление этой любви и благодарности выражается в чтении Псалтыри и участии в отпевании – усиленной молитве, в которой мы просим, чтобы Господь милосердно принял душу умершего.  Для этого на Руси при кладбищах строились кладбищенские храмы или часовни, где провожали  и провожают в  последний путь дорогих нам людей, родных и близких.   

С апостольских времен сохранился обычай третьего, девятого, сорокового дня и годовщины, когда принято в эти дни совершать за умерших особые поминания. В синаксаре Постной Триоди дается пояснение, почему в эти дни поминаем усопших; на третий день меняется лицо усопшего, на девятый день начинается разлагаться тело, а на сороковой - сердце. Также в своем требнике Петр Могила говорит  о духовном значении этих поминальных дней. «Поминание 3-го дня, означает, что усопший верил во Христа, Который воскрес на 3-ий день, а также что усопший сохранил в течение жизни три богословские праведности; веру, надежду и любовь. Поминанием 9-го дня просим Господа, по заступничеству небесных ангельских сил упокоить усопшего со святыми на место отпавших ангелов. Поминание 40-го дня, это воспоминание 40-ко дневного поста Иисуса Христа и Его 40–ко дневного пребывания на земле после воскресения, а также воспоминание 40-ко дневного поста Моисея и пророка Илии». Также в 40-й день происходит частный суд  души и ее распределение в зависимости от результата ее земной жизни.                                                                                                 

Святая Церковь, как Мистическое Тело  Христово, объединяет всех верных христиан, и живущих здесь на земле, и прославленных на небе, и тех, которые отошли в вечность. Всех этих членов Церкви Христовой соединяет любовь Господа Бога и ближнего. Эта любовь состоит в том, что святые в небе своим заступничеством перед Богом могут помогать и помогают нам на земле и душам тех, земная жизнь которых  закончилась. А они опять же могут молиться за нас, но себе уже не в силах помочь т.к. время их заслуг уже прошло. По словам одного из святителей: жизнь наша очень длинна для того, чтобы наделать ошибок, и очень коротка, чтобы их потом исправить. Во время земной жизни, совершая прегрешения, тело грешит вместе с душой, поэтому после смерти душа без тела не может приносить плоды покаяния. Но души  грешные, души наших родных и близких еще могут получить облегчение своей участи, если на земле будет твориться их поминовение. Это наши  молитвы, добрые дела милосердия и прежде всего поминания на Св. Литургии. В молитвах заупокойных мы просим Господа, чтоб Он помянул усопших, то есть вспомнил поименно своих чад, и простил грехи их, как вольные, так и невольные, и удостоил их Царства небесного. Усопшими (уснувшими) называем умерших потому, что они не перестали существовать: души их находятся в месте, назначенном Богом, до всеобщего воскресения. Святая Церковь на земле с самого раннего христианства, почитала память усопших с великим уважением и благоговением. Хотя она в своих ежедневных молитвах и богослужениях поминает души усопших, все — таки, как добрая Мать, во время церковного года устанавливает еще и особые дни для поминания, молитв за усопших. Эти дни-субботы называем родительскими или поминальными. В Субботу Творец отдыхал после сотворения мира и субботу Иисус Христос лежал во гробе, исполнив спасение человеческого рода, поэтому суббота и стала символом вечного покоя и счастья в Боге. Для этого Церковь посвятила субботу всем тем, что отошли в вечность, но еще не вошли в блаженство со святыми на  небе. К этим субботам относятся суббота в неделю мясопустную (в этом году 9 марта), вторая (30 марта), третья и четвертая субботы (13 апреля) Великого Поста, суббота перед праздником Святой Троицы и Дмитриевская суббота.                                                   

Поминальные практики традиционные в православной Церкви говорят и нам живущим на земле, особенно тем, которые  не желают поминать и молится об усопших. Может случиться, что и их некому будет помянуть, «ибо какой мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лк.6, 38).

Настоятель храма святого князя Игоря протоиерей Петр.

Спаси жизнь - возьми собаку из приюта
230x120