16+
28 Июня 2018 года
Око Воркуты
Еженедельное издание

Добровольных взносов от родителей в садах и школах добиваются недопустимыми методами

Общество 16.09.2014, 14:17

  По республике в опросе приняли участие родители из всех городов и районов, но большинство респондентов оказались из Сыктывкара (36,2%), Печоры (13,7%), Ухты (8,7%). Также приняли активное участие жители Сосногорска, Инты, Княжпогостского района и Эжвы.

  Наиболее активно на призыв принять участие в опросе откликнулись родители дошкольников – 61,4%. Удивительно, но проблема дополнительных денежных сборов вызвала интерес и у родителей детей, посещающих частные детские сады, их оказалось 2,4%. В общеобразовательных школах обучаются дети 31,4% респондентов, в гимназиях или лицеях – 4,5%.

  Результаты опроса не радуют. Сдавать деньги на подготовку к новому учебному году пришлось 91% опрошенных, причем в основном сумма сбора составляла от 500 до 1500 рублей (34% ответов). Однако, например, большинству родителей, чьи дети получают образование в гимназиях и лицеях, необходимо было заплатить более 3000 рублей (32%) или от 1500 до 3000 рублей (26%). Ситуация в республике практически не отличается от ситуации в целом по стране. Обращает на себя внимание тот факт, что в странах ближнего зарубежья дополнительные сборы в 72% случаев не превышают 500 рублей (в пересчете на российский рубль).

  На что сдаются деньги? Большая часть - на несколько статей или "уже не помнят на что именно", но родители дошколят сдают средства в основном на ремонт детского сада, а родители школьников - на учебники, дополнительные учебные пособия и рабочие тетради.

 Ответы на следующий вопрос анкеты "Каким образом вы сдавали средства?" являются не только серьезным поводом к размышлениям, но и поводом для принятия действенных мер и серьезных управленческих решений, т.к. 59% родителей сдавали деньги лично в руки учителю или воспитателю, а 26% выбрали вариант ответа "другое".

  То есть бухгалтерскому учету поступившие денежные средства стали доступны лишь в 6% случаев.

  При выборе варианта ответа "другое" респонденты имели возможность дать свои дополнительные комментарии, из которых стало понятно, что родительский комитет или другие стихийно возникающие родительские объединения действуют в амплитуде от цивилизованного родительского самоуправления, направленного на интересы детей и образовательного учреждения, до повадок и технологий коллекторских агентств ("…сдавали в руки представителям родительского комитета после многочисленных требований и телефонных звонков", "…сдавали председателю родительского комитета, никаких официальных бумаг, кроме "Если не заплатите, мы поставим двойку в четверть и год", "ежедневно "бомбили" смсками, в т.ч. поздно вечером и ночью. Поэтому ничего не сдавала").

  А образовательные учреждения при этом занимают позицию сторонних наблюдателей: "Деньги собирает родительский комитет, и все оформляется, как спонсорская помощь, либо сам же родительский комитет покупает учебники, делает ремонт. А школа как бы и не причем...", "В нашей школе администрация дрожжит при слове коррупция, заикнуться боится про взносы, и, поэтому наша школа в аварийном состоянии - 30 лет без капремонта, где учиться небезопасно. Этого вы добивались? В школе нет коррупции - она в руинах ...". Хотя есть и другие варианты, когда в группах детских садов вывешиваются на стендах или пускаются по рядам во время родительских собраний "листки позора" с должниками; ответственные специалисты образовательных учреждений постоянно напоминают и стыдят ребёнка за долги по "добровольным взносам" родителей, оказывая тем самым сильнейшее психологическое давление и т.д.

  Ответы на вопрос "Оплачиваете ли Вы дополнительные образовательные услуги, которые школа (детский сад) предоставляют Вашему ребенку?" подтвердили опасения о том, что и здесь создано пространство для поборов, и мы имеем дело с завуалированной платой за обучение. Хотя проблема и не столь выражена, как с поборами "на различные нужды", и 40% респондентов сообщили, что у них всё в бесплатно, либо они платными услугами не пользуются, а 29% респондентов оплачивают платные услуги в соответствии с договором и по квитанции; оставшийся 31% составляют спорные с точки зрения законности варианты оплаты образовательный услуг:

 наличными непосредственно работникам образовательного учреждения - 22%;

 по квитанции оплата "родительского взноса" -9%.

  Необходимо отметить, что 60% респондентов из числа тех, кто в настоящее время не пользуется дополнительными платными образовательными услугами или отказывается их оплачивать, готовы платить, но при условии наличия договора об оказании образовательных услуг. А вот ситуации, которые описывали некоторые родители и которые вряд ли можно назвать допустимыми: "… постоянно надоедают, и приходиться оплачивать", "Очень настойчиво просила воспитатель, вплоть до телефонных звонков домой, но я ничего не собираюсь оплачивать", "…оплачиваем родительский взнос по квитанции ежемесячно, при этом требуют предоставлять квитанцию в лицей для подтверждения произведенной оплаты. Отсутствие "долгов" по родительским взносам является пунктом обходного листа по окончании учебного года. Детям говорят, что пока обходной лист не будет заполнен, в следующий класс его не переведут".

  Специалисты ГЛАВконтроля внимательно отслеживали все дискуссии и комментарии, которые разворачивались вокруг размещаемой на различных интернет-ресурсах и в социальных сетях информации о проходящем опросе. Поэтому на бурные возмущения работников образовательных учреждений, которые почему-то восприняли желание разобраться в проблеме исключительно как обвинение в их адрес, ГЛАВконтроль незамедлительно отреагировал, объявив новый интернет-опрос для работников образовательных учреждений. Кроме того, в Министерство образования РК была направлена анкета экспертного опроса с просьбой заполнить её 5-6 экспертам из числа руководителей высшего и среднего звена отрасли, в т.ч. Управления по надзору и контролю в сфере образования. Стоит отметить, что активность работников образования явно отстаёт от родительской. В интернет-опросе приняли участие 44 респондента, в т.ч. 1 руководитель образовательного учреждения.

  На вопрос "Считаете ли Вы, что в школах и детских садах республики существует проблема необоснованных дополнительных денежных сборов?" 47.7% опрошенных из числа работников образования ответили утвердительно, а 52.3% отрицают, что проблема поборов существует.

  При этом 81.8% опрошенных работников образования говорят о том, что им приходится вкладывать собственные средства в оснащение или благоустройство класса, группы, школы или детского сада, где они работают. 48,7% делают это регулярно, 1-2 раза в год - 33.3%. Личные средства педагогам приходится вкладывать в следующих суммах:

 не более 500 рублей - 23.1%;

 от 500 до 1500 рублей - 33.3%;

 от 1500 до 3000 рублей - 20.5%;

 более 3000 рублей - 23.1%.

  Интересен тот факт, что лично организовывать сбор средств с родителей на что-либо за последний год приходилось 43.2% опрошенных, остальные своё участие в поборах отрицают. По мнению 43.6% педагогических работников, родители реагируют на ситуацию сбора денег скорее доброжелательно, с пониманием, негативно - 20.5%. С острыми конфликтными ситуациями и выраженным негативом при необходимости сбора средств никто из респондентов не сталкивался.

  Участники опроса не имеют единого мнения по поводу допустимости дополнительных сборов на приобретение канцтоваров, игрушек, учебных пособий, питьевой воды, организацию праздников, оплату ремонтных работ. Однако педагоги считают недопустимыми сборы средств на подарки сотрудникам и необоснованно дорогие строительные материалы, интерьерные излишества, ненужные гаджеты, охрану. Все участники опроса отмечали недостаточное финансирование образовательных учреждений и значительную изношенность материально-технической базы, которые и приводят к тому, что каждый решает проблемы, как может – кто за счёт родителей, кто за свои личные средства, а в большинстве своём - и так, и так. Высказывались мнения о недостаточном внимании к нуждам школ и детских садов руководителей на уровне власти городов и районов.

  "К сожалению, от министерства образования РК в исследовании ГЛАВконтроля принял участие только один эксперт. Видимо, с точки зрения министерства, полученные от него очень полные и содержательные ответы, мы можем трактовать как официальную позицию ведомства. Очевидно, что именно от нашей родительской правовой грамотности и социальной компетентности, гражданского самосознания, да и просто от порядочности и человечности зависит, куда и к чему приведут благие намерения создать детям достойные условия обучения и воспитания в садиках и школах", - отметили в ГЛАВконтроле.

  Несмотря на благозвучные формулировки "на нужды школы/детсада" или "добровольный родительский взнос", факт остается фактом – всё, что не регламентировано договором, не подтверждается квитанцией или приходным ордером и не является личным желанием родителя участвовать в благотворительной деятельности, - абсолютно незаконно. Единственный допустимый вид сборов – это сбор средств на реализацию образовательных программ, если их содержание выходит за рамки ФГОС, в т.ч. на приобретение учебных пособий по ним, но лишь при условии, что это решение самих родителей.

  ГЛАВконтроль уверен, что есть способ бороться с несправедливой и коррупционной системой, сложившейся в сфере образования, – не платить, если вы понимаете, что вас обманывают или шантажируют, апеллируя к родительским чувствам, и готов оказать в этом любую организационную и правовую поддержку. Контакты: glavkontrol@yandex.ru и https://vk.com/glavkontrol

  ***Родители не должны сдавать средства на: реализацию образовательных программ, содержание которых определено федеральным государственным образовательным стандартом;

  на питание обучающихся 1-4 классов, т.к. горячие питание младших школьников осуществляется за счет бюджетных ассигнований республики;

  за подготовку к прохождению ЕГЭ по русскому языку и математике;

  за присмотр и уход детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулёзной интоксикацией;

  за прохождение государственной итоговой аттестации;

  за участие в конкурсах и олимпиадах.

  Сбор средств администрацией образовательного учреждения возможен при соблюдении следующих условий и правил:

 Закрепление данного права образовательной организации в её уставе, а также наличие локального акта "Об оказании платных образовательных услуг", не противоречащего законодательству РФ.

  Принцип добровольности. Давать или нет – решать тут только самим родителям. Исключить из школы или садика ребенка в том случае, если вы не станете оплачивать эти расходы, никто не имеет права. За отказ от отплаты каких-либо "добровольных" сборов никто не в праве преследовать или оказывать давление на вас или вашего ребёнка. Ни администрация образовательного учреждения, ни родительский комитет, ни особо бойкие родители.

  Перечисление средств по безналичному расчёту. То есть в том случае, если вы решили все-таки помочь школе или садику и сдать деньги, помните о главном – никогда не передавайте деньги из рук в руки.

  Включение перечня платных образовательных услуг с указанием их стоимости в договор при возникновении образовательных отношений.

  Сборы средств должны быть целевыми. Формулировка "родительский взнос" вызвала у эксперта недоумение и справедливый вопрос "на что взнос?". Требуйте развёрнутой формулировки, в т.ч. в платёжных документах, на что вам предлагается сделать свой взнос.

  Подотчетность и прозрачность. И администрация образовательного учреждения, и родительский комитет должны отчитываться перед родительской общественностью о расходовании средств.

Спаси жизнь - возьми собаку из приюта
230x120