Вера
Реклама
Приехали!
С 15 января вступит в силу закон, разрешающий ограничивать должников в праве управления транспортным средством. Проще говоря, человека не пустят за руль до тех пор, пока не расплатится.
Подобная норма достаточно долго пробивала себе дорогу, потому что многим экспертам не нравилась сама идея, что кому-то придется ходить пешком со своими долгами. Но теперь споры закончены, закон подписан президентом страны и вступает в будущем году.
Как рассказал не так давно "РГ" директор Федеральной службы судебных приставов России Артур Парфенчиков, законопроект, который разработан, прошел очень серьезные дискуссионные фильтры.
- В итоге, мне кажется, мы получили очень сбалансированный документ, в нем максимально соблюдены интересы взыскателя и права должника, - сказал он. - Думаю, что такого равновесия соблюдения интересов сторон исполнительного производства, как они представлены в этом законопроекте, наверное, нет ни в одной правоприменительной практике мира.
В проекте есть несколько важных положений, которые, по мнению экспертов, позволяют соблюдать нужный правовой баланс.
Например, одно из частых возражений звучало так: а как должник сможет зарабатывать на жизнь, если он таксист и у него заберут права? Ответ прост: как зарабатывал, так и будет зарабатывать. В законе особо прописано, что должника нельзя ограничить в специальных правах, если они являются источником доходов
Кстати, стоп-сигнал могут получить не только автолюбители. Закон предполагает, что приставы смогут ограничивать должника в праве управления любым транспортным средством. Яхты, самолеты, квадроциклы и т.п. тоже могут оказаться в списке недостижимых вещей для должника. Недостижимых в смысле управления. Придется ему быть хроническим пассажиром, пока не расплатится.
Еще один важный пункт: законом введена минимальная сумма, с которой может применяться взыскание. Это 10 тысяч рублей. Кто должен меньше, тот пока может расслабиться. Впрочем, нет, не может: долги лучше все-таки отдать.
Кстати, по оценкам службы судебных приставов, новое правило может коснуться 64 тысяч нарушителей правил дорожного движения. Это - наиболее злостные лихачи-неплательщики, чья общая сумма штрафов превышает 10 тысяч рублей. То есть людей наказывали уже не раз, но они взяли за привычку проезжать мимо кассы.
"При этом ФССП России благодаря активизации мер принудительного характера к злостным правонарушителям правил дорожного движения удалось повлиять на снижение количества должников, имеющих суммарную задолженность неоплаченных штрафов более 10 тысяч рублей, несмотря на общее увеличение поступивших постановлений ГИБДД на 1,9 миллиона, - сообщают в службе. - Планомерная работа судебных приставов позволила за 9 месяцев 2015 года на 1,8 миллиона увеличить количество исполненных исполнительных производств о взыскании административных штрафов, наложенных ГИБДД, - с 6,8 миллиона до 8,6 миллиона".
Стоит задуматься и алиментщикам. Как сообщил недавно Артур Парфенчиков, около 37 процентов алиментщиков имеют водительские права. Ведомство рассчитывает, что с помощью новой меры удастся сократить количество алиментщиков на 50-200 тысяч человек. Не у всех заберут права. Есть вероятность, что многие и так испугаются, и предпочтут расплатиться с ребенком до того, как их попросят спешиться.
При этом заочно водительских прав человека не лишат. Постановления об ограничении водительских прав будут вручаться должнику лично и только после истечения пятидневного срока для добровольного исполнения.
Предусмотрена такая процедура: должнику дается пятидневный срок для добровольного исполнения после возбуждения исполнительного производства. Только на шестой день, если должник не заплатит, судебный пристав вызывает его и уведомляет о том, что должник будет ограничен в праве управления транспортным средством. Гражданин распишется, и с этого момента он считается уведомленным.
Подобная мера достаточно популярна в мире, в других странах она себя хорошо зарекомендовала, и, как надеются приставы, хорошо будет работать и у нас.
Но в законе есть одна уникальная норма, которая защищает должников. В законе прописано такое понятие, как транспортная доступность. Если должник живет там, куда без автомобиля не добраться, то пристав не вправе будет ограничивать его в специальных правах, несмотря на то, что есть интересы взыскателя. Точно так же, если к дому человека ведет одна дорога - речная. Права управлять лодкой у него не заберут.
В целом, по словам экспертов, введение так называемых косвенных мер принуждения, это мировая практика. Не всегда у человека есть деньги на банковских счетах или дорогое имущество, которое можно было бы арестовать. Но можно ввести какие-то ограничения, которые бы заставили человека активней искать деньги. Как показывает практика, если задеть должника за живое, деньги он находит.
"Экономические реалии и обычаи финансового и делового оборота у нас таковы, что количество должников не идет на убыль, - сказал "РГ" доктор юридических наук Иван Соловьев. - Одной из проблем последних лет является то, что приставам приходится в буквальном смысле бегать за должниками, что создает порой запредельную нагрузку на сотрудников службы. При этом все сколько-нибудь эффективные меры "принуждения должников к конструктиву" у приставов наперечет и хорошо известны их визави. Поэтому появление новых идей в части ограничения должников в реализации определенных прав позволит сделать так, чтобы не судебный пристав ходил по местам нахождения должников и их имущества, а сами должники вынуждены были бы приходить к ним".
КОММЕНТАРИИ
Оставить комментарий