Вера
Реклама
Школы Коми поэтапно переходят на онлайн-версии дневников и журналов
С этого года школы республики, принимавшие участие в пилотном проекте по их внедрению, уже перешли в рабочий режим, остальные только начинают эту практику. Журналисты "Республики" выясняли, коснется ли эта инновация всех школ региона или для некоторых будут сделаны исключения, а также каковы плюсы и минусы нововведения.
От детсада до вуза
Как рассказал "Республике" министр образования Коми Владимир Шарков, проект по внедрению электронных дневников и журналов реализуется в рамках тиражирования государственной информационной системы "Электронное образование". Эта система обеспечивает формирование единой информационной базы образовательных учреждений и позволяет отслеживать этапы развития ребенка начиная с момента постановки его в очередь в детский сад и до поступления в профессиональное учебное заведение. Если представить это наглядно, то, по сути, в базе будет собрана вся информация о ребенке: его успеваемость по учебным предметам, спортивные и творческие достижения, рекомендации учителей. Безусловно, вся эта информация будет надежно защищена.
Развертывание системы будет проходить поэтапно. В 2012 году в Коми был запущен пилотный проект по ее внедрению. В нем приняли участие 61 образовательное учреждение республики, в том числе детские сады, школы, учреждения профессионального и дополнительного образования Сыктывкара и Ухты. В 2014 году к пилотам подключились образовательные организации Воркуты и Усинска. Сейчас электронные дневники и журналы ведутся в 90 общеобразовательных организациях республики. 39 таких учебных заведений находится в Сыктывкаре, 28 – в Ухте, 18 – в Усинске, 5 – в Воркуте. По словам министра, в других муниципалитетах реализовать проект пока невозможно из-за отсутствия защищенных рабочих мест, предназначенных для обработки персональных данных. Но Комитетом по информатизации и связи Коми уже ведутся работы по приобретению средств защиты информации и замене несоответствующих техническим требованиям рабочих мест.
"Надеемся, что поэтапно электронные журналы и дневники заменят бумажные носители, – рассказал Владимир Шарков. – Однако большая часть школ у нас – сельские, расположены в населенных пунктах, где нет интернета с нормальной скоростью. Кроме того, в селе ведь все в шаговой доступности, все друг друга знают, и пообщаться с родителями учителю не составляет труда. Это прежде всего является необходимостью для крупных населенных пунктов, где людям сложно осуществлять живую связь. Но в сельских районах, где организован подвоз детей в базовую школу, введение электронных дневников необходимо, чтобы родителям не выезжать в другой населенный пункт за информацией о своем ребенке".
Достоинства перевешивают недостатки
Электронный дневник позволяет учителю ставить оценки за разные формы работы, после чего эти оценки обобщать. Результаты устного опроса, тестирования, письменных работ – все фиксируется там. Упрощается работа классного руководителя, который раньше в конце недели был вынужден вручную переносить все оценки из классного журнала в дневники. Теперь в его распоряжении электронный журнал, из которого вся нужная информация автоматически отображается в дневнике.
Электронные журналы тоже намного облегчают жизнь учителям. Все предметники знают, какая охота за журналом начинается в конце четверти, когда всем нужно заполнить свои страницы, и учителя буквально бегают по школе, пытаясь перехватить этот журнал друг у друга. Теперь все можно заполнить в интернете.
Еще один плюс для учителей: необходимость серьезно осваивать компьютерную технику и уверенно ориентироваться в интернет-пространстве. По словам Владимира Шаркова, сегодня многие учителя еще владеют компьютером на уровне неуверенного пользователя, а это уже просто непозволительно: с 1 января 2015 года вступил в силу стандарт современного учителя, который в обязательном порядке предусматривает знание компьютерной грамоты. Что касается родителей, то электронный дневник может быть неудобен только лишь тем из них, кто не имеет дома или на работе компьютера либо вообще не умеет им пользоваться. Но, как показала практика, таких совсем немного.
Несмотря на то что в первом классе оценок детям еще не ставят, электронные дневники планируется вводить уже с первого класса, так как там учитель будет размещать всю необходимую для родителей информацию. По мнению экспертов, электронный дневник должен стать для ученика своего рода стимулом – чтобы он понимал, куда и как ему нужно расти.
По словам министра образования, процесс перевода дневников в электронный вариант будет небыстрым и в силу объективных причин, возможно, затянется не на один год. Но, пока все родители не освоят компьютер, бумажные варианты дневников останутся наряду с электронными.
Проверено на себе
В учебных заведениях, которые в пилотном режиме внедряли у себя электронные дневники и журналы, их бумажные варианты пока сохранились: от привычного и проверенного трудно отказаться. Как рассказала "Республике" директор эжвинской гимназии Светлана Попова, хотя в проект они вступили в 2012 году, пока в их гимназии только четыре параллели – четвертые, шестые, седьмые и восьмые классы – успешно работают с электронными дневниками и журналами, но при этом сохранили и бумажные дневники тоже – так, на всякий случай. Остальные параллели только начинают работать в новом формате.
"Благодаря электронным дневникам намного легче стало работать и с бумажными версиями, – рассказала Светлана Попова. – Учитель входит на сайт, берет всю нужную информацию из электронного журнала, делает распечатку и вклеивает в дневники ребят. Теперь и родители все знают о ребенке, и мы видим, как они интересуются учебой и поведением своих детей – на сайте же все отражается. В сети есть почта, где учитель и родители общаются".
Правда, по словам Светланы Поповой, техника может давать сбои. Так, в конце одной из четвертей, когда нужно было выставлять оценки и сдавать отчеты, в гимназии на три дня упала сеть.
По мнению директора сыктывкарского Лицея народной дипломатии Ирины Пустоваловой, сбои в системе – "это не смертельно". Если такое изредка и случается, они сразу звонят в Центр информационных технологий, и там оперативно принимают меры. В лицее уже с прошлого года отказались от бумажных дневников.
"Мы в сравнении со школами все же в выигрышном положении – у нас всего 200 учеников. К тому же в лицее углубленное изучение информационных технологий, так что проблем с внедрением электронных дневников не было. Родителей мы обучили, провели презентацию, при необходимости консультировали, как пользоваться. Электронный дневник – это очень удобно. Если мы видим, что родитель давненько не заходил на сайт, сразу связываемся по телефону, интересуемся, в чем причина", – рассказала директор лицея.
В сыктывкарской школе №12 новую практику работы тоже одобряют. По словам директора школы Натальи Коданевой, всех родителей предварительно обучили, провели семинар, раздали пароли, и проблем никаких нет.
По мнению учителей, с электронными дневниками и журналами работать стало легче и им, и родителям. А для школьников, которым скрыть от своих близких неудовлетворительные оценки больше не удастся, внедрение инноваций станет дополнительным стимулом к личностному росту, уверены авторы электронных дневников и журналов.
Комиинформ
КОММЕНТАРИИ
Оставить комментарий